Обеспечение реализации права граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Организация работы по приему в ГПОУ ТО «НТПБ» лиц с ОВЗ и инвалидностью и их дальнейшему социально-психологическому сопровождению включает несколько этапов:
Работа с абитуриентами
Профессиональная ориентация абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью способствует их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации лиц с ОВЗ присущи некоторые особенности, которые учитываются при проведении индивидуального консультирования во время приемной кампании.
Официальный сайт техникума адаптирован для лиц с ОВЗ и инвалидностью, обеспечена открытость и доступность размещенной на нем информации.
Документы
Лица с ОВЗ и инвалидностью при поступлении подают стандартный набор документов и представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию заключения психолого-медико-педагогической комиссии или справку об установлении инвалидности, выданную учреждением медико-социальной экспертизы, ИПРА.
Осуществление обучения
Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья организовано совместно с другими студентами.
За организацию получения образования студентами с ОВЗ и инвалидностью отвечают службы государственного профессионального образовательного учреждения «Новомосковский техникум пищевых биотехнологий».
В техникуме созданы надлежащие условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа студентов с ОВЗ и инвалидностью в здания и помещения образовательного учреждения, включая: пандус на входе в корпус, поручни, звонки для вызова работника, осуществляющего сопровождение инвалида или лица с ОВЗ, распашные двери на первом этаже, парковка.
При зачислении на обучение в техникум, за студентом с ОВЗ и инвалидом, приказом директора закрепляется сотрудник из числа педагогических работников для беспрепятственного передвижения студента. Сотрудник вызывается студентом по требованию (звонком).
В учебных помещениях предполагается по 1-2 места для обучающихся с ОВЗ и инвалидов (при их наличии). При необходимости возможно включение в вариативную часть образовательных программ СПО адаптационных дисциплин.
Выбор методов обучения в каждом отдельном случае осуществляется в зависимости от уровня общих и профессиональных компетенций.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов создаются фонды оценочных средств, адаптированные для студентов с ОВЗ и инвалидов, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Форма проведения текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации для студентов с ОВЗ и инвалидностью устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости таким обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
Студенты с ОВЗ и инвалидностью могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При составлении индивидуального плана предусмотрены различные варианты проведения занятий.
Для студентов с ОВЗ установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения. Разработана и реализуется адаптированная рабочая программа по физической культуре, где учитывается вид и тяжесть нарушений организма инвалида или обучающегося с ОВЗ.
При необходимости для лиц с ОВЗ и инвалидов предполагается организация дистанционного обучения.
Прохождение практики
При определении мест прохождения учебной и производственной практики студентам с ОВЗ и инвалидностью учитываются рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации, относительно рекомендованных условий и видов труда.
Социально-психологическое сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ
Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ обеспечивается в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
В техникуме формируется профессиональная и социокультурная среда, способствующая формированию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Педагогом-психологом, социальным педагогом, осуществляются мероприятия по социально-психологическому сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидов: диагностика, психологическое консультирование, коррекция и адаптация.
Осуществляется дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях студентов:
- с нарушением слуха 1 степени для профессий парикмахер, пекарь, повар, закройщик, портной;
- кровообращения 1 степени для профессий парикмахер, закройщик, портной;
- опорно-двигательного аппарата (ОДА НК 1 степени) для профессий закройщик, портной.